Профессиональный клуб АЙКИДО «АЙКИКАН» основан 1 апреля 1995 года. Наш учитель - Тамура-Сенсей (8 дан Айкидо Айкикай). Клуб является членом МЕАФА, ВФАР, ФАСП. Руководит клубом Ларионов Андрей Юрьевич (4 дан Айкидо Айкикай). В нашем клубе проходятся занятия по АЙКИДО с детьми с 6 лет, подростками, а так же существуют группы для взрослых и мастеров. Мы уделяем много времени работе с традиционным японским оружием (боккен, дзё, танто). Всё это способствует познанию АЙКИДО, как прикладного боевого искусства и изучению философии и истории БУДО. Ибо искусство АЙКИДО – это искусство жизни. Клуб "АЙКИКАН" традиционно участвует и организовывает ежегодные ФЕСТИВАЛИ и ШОУ, относящиеся к культуре, искусству и традициям Японии, а также является учредителем ежегодного ЛЕТНЕГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ для занятий АЙКИДО в спортивно-оздоровительном комплексе "Голубое озеро", который находится в курортной зоне Рощино среди озер, недалеко от пос. Цвелодубово.

4 кю

Школа айкидо Тамуры-сенсея «Айкикан»

Вопросы и ответы к теоретическому экзамену по АЙКИДО
на ученическую степень 4 КЮ

1. Морихей Уесиба – основатель Айкидо.

Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в районе Моромати японского города Танабе, в префектуре Вакаяма острова Хонсю, в семье самураев. Несмотря на то, что мальчик был хрупким и болезненным, он отличался от других детей твердым характером и решительным поведением.
Уже с десяти лет у Морихея проснулся устойчивый интерес к будо.
Молодой Морихей получил прекрасное образование в начальной школе в Танабе. Весной 1901 года, в возрасте 18 лет Уесиба переехал в Токио и занялся коммерцией. Целыми днями он напряженно работал, а по ночам занимался боевыми искусствами. Он поступил в школу корю-дзюцу (борьба без применения оружия), а также брал уроки кэндзюцу (фехтование на мечах).
В результате его тело стало сильным и выносливым. В двадцатилетнем возрасте Основатель выглядел уже совершенно другим человеком. Но одной лишь силы ему было мало. Уесиба приступает к изучению ягю-рю-дзю-дзюцу у мастера Накаи. После выздоровления Уесиба женится на Хацу Итокава.
В возрасте двадцати лет Уесиба добровольно поступает на армейскую службу в Осаке. Его честность и трудолюбие наряду с его необыкновенным мастерством быстро привлекли внимание начальства. В своем роде войск он не уступал никому в штыковом бою, силовой гимнастике, беге, поднятии тяжестей. При росте 152 см он был атлетически сложен и имел более 81 кг. После четырех лет, проведенных на службе, Уесиба отправляется домой. Он привез с собой сертификат школы штыкового боя Ягю, полученный в результате занятий, которым он посвящал все свое свободное время.
Тяготы фронтовой жизни сказались, хотя и со значительной задержкой, – Морихей Уесиба слег в постель с невыясненным диагнозом. Его мучили сильные головные боли. Весной 1910 года он решил поселиться на Хоккайдо (в те времена это была северная окраина Японии). Его привлекала возможность подышать свежим воздухом и поработать на необжитых землях.
Основатель прибыл на остров Хоккайдо в марте 1911 и начал осваивать земли в районе Сиратаки. На Хоккайдо в то время жил Сокаку Такэда – мастер дайто-рю-дзю-дзюцу. В возрасте 32 лет (1915 год) Основатель становится учеником Такэды. Этот период сильно повлиял на формирование айкидо, каким мы его знаем сегодня. В 1916 году Уесиба стал обладателем диплома, удостоверяющего, что он изучил все дисциплины школы дайто-рю.
Поздней весной 1919 года Основатель получает телеграмму, в которой говорится, что его отец серьезно болен. Уесиба принимает решение вернуться домой. В поезде, по дороге домой, он случайно услышал о Преподобном Ванисабуро Дэгути, главе секты омото-кё, буквально творящем чудеса. Готовый на любые шаги ради исцеления отца, Основатель сразу же решил изменить маршрут. Он направился в Аябе, где располагалась штаб-квартира омото-кё, чтобы попросить Преподобного Дэгути помолиться о выздоровлении отца.
Вернувшись домой, в Танабе, он был встречен горестным известием: отец уже ушел из жизни. Глубоко потрясенный смертью самого любимого в мире человека, на его могиле, Основатель поклялся вырваться из ограничений своего мышления и, неустанно развиваясь, постичь тайны будо.
С тех пор жизненный распорядок Основателя коренным образом изменился. Он мог, облачившись в белое, часами простаивать на вершине утеса в благочестивой медитации; порой он уединялся на какой-нибудь горе, чтобы, преклонив колени, непрерывно повторять синтоистские молитвы. Его старые городские друзья были поражены происшедшей с ним переменой и беспокоились, не сошел ли он с ума. Позже, в том же 1919 году, всё ещё находясь под впечатлением своей встречи с Дэгути, он переехал в Аябе вместе со всей семьей. Он искал света, который бы озарил его сердце. В Аябе, у подножия горы, на котором находилось главное святилище омото-кё, он обрел свой новый дом. Там он продолжил изучать дзю-дзюцу и получал наставления от Преподобного Дэгути до 1926 года.
В начале 1924 года Основатель отправился вместе с Дэгути в Монголию. В этом путешествии Основатель смог подвергнуть испытанию результаты своей ежедневной работы над собой. К тому времени он достиг такого уровня духовного развития, что, когда в него стреляли, он ощущал агрессию в виде маленькой точки света, которая появлялась непосредственно перед вылетом пули.
В результате неожиданного нападения местных повстанцев отряд Уесибы попал в плен. Японцев одели в робы, заковали в цепи и держали в тюрьме. Основатель держался не так, как другие члены отряда, и китайцы почувствовали уже в момент ареста, что это не обычный человек. Поэтому они обращались с ним особенно сурово и все время держали в колодках. Наконец настал момент, когда весь отряд вывели на расстрел и поставили перед шеренгой стрелков. В этот критический момент у Основателя даже не изменилось выражение лица. Рассказывают, что он остался таким же спокойным, каким бывал в обыденной жизни. К счастью, вмешательство японского консульства помогло вырвать соотечественников из плена. В 1925 году Морихей Уесиба снова в Японии.
Вернувшись в Аябе, Основатель снова занялся тренировками и сосредоточением на более глубоком постижении секретов будо. В 1925 году Основатель испытал удивительное переживание. Во время особенно интенсивной тренировки он пришел к тому, что искал всю свою жизнь. Он почувствовал, что дух Вселенной окутал его тело мерцающим золотым светом. В тот момент он осознал – в основе всех боевых искусств лежит Любовь. Вот как сам Основатель вспоминает о своем переживании:
«Я увлекся будо, когда мне было лет пятнадцать, и посещал учителей фехтования и дзю-дзюцу в разных провинциях. Я овладел секретами старых традиций. Но не было никого, кто объяснил бы мне сущность будо. Я стучался во врата различных религий, но не получил никакого конкретного ответа.
И вот однажды, если не ошибаюсь, в 1925 году, прогуливаясь в саду в одиночестве, я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золотое. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и познал разум Бога, Творца этой прекрасной Вселенной.
В тот момент я получил просветление и понял: источник будо – это божественная Любовь, защищающая всё живое. Слёзы радости сплошным потоком текли по моим щекам. С тех пор я чувствую, что вся земля – мой дом, а солнце, луна и звезды – мое личное достояние. Я освободился от всех желаний – не только от желаний положения, славы и богатства, он и от желания быть сильным. Я понял: будо заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо – в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать всё сущее в Природе. Тренироваться в будо – значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в Природе».
Это откровение длилось, возможно, всего несколько мгновений, но оно коренным образом изменило жизнь Основателя и дало начало айкидо.
В начале 1927 года семья Основателя переехала из Аябе в Токио. Его занятия посещали многие аристократы, известные лица политических и финансовых кругов. Число последователей айкидо возросло настолько, что в 1931 году пришлось построить новый додзё, который назвали “Кобукан”. Тренировки здесь были такими напряженными и безжалостными, что вскоре это место стало известно, как “адское додзё”.
В 1932 года родилась Ассоциация Развития Будо во главе с Морихеем Уесибой. Филиалы Ассоциации появлялись во всех концах Японии. Айкидо быстро распространилось по всей стране. Кроме популяризации айкидо, Основатель был озабочен тем, чтобы его техниками не злоупотребляли. Он старался тщательно подбирать учеников и требовал для каждого поступающего рекомендаций от двух квалифицированных учеников. Не раз случалось так, что Уесиба отказывался демонстрировать своё искусство, если ему не нравились манеры потенциальных спонсоров или если он не одобрял состав собравшихся зрителей. Входивших в додзё в неподобающей одежде, а также тех, кто наблюдал за тренировками стоя или скрестив руки, просили покинуть помещение.
Успешная деятельность Уесибы и его соратников была прервана начавшейся Второй мировой войной. Ведущих учеников додзё постепенно призывали в армию. Некогда многолюдный Кобукай-додзё опустел. Примерно в то время название «айкидо» вошло в официальное употребление. В разгар войны Уесиба обосновался в городе Иваме, где под открытым небом был построен айки-додзё. Будо в слиянии с фермерским хозяйством – это было давней мечтой Основателя. В Иваме он начинает заниматься земледелием и одновременно проповедовать Путь Айкидо.
После войны начался период оккупации, когда всякая деятельность в рамках будо была полностью запрещена. Будо было объявлено вне закона. Но поскольку айкидо делало упор на мир и поиски истины, оно продолжало играть активную роль в обществе. В 1948 году правительство в лице Министерства Просвещения официально признало новую организацию – Общество Айкикай. Это была единственная организация, занимающаяся развитием искусства айкидо. В тот период Основатель назначил своего сына, Киссёмару Уесиба, ответственным за все вопросы управления и распространения искусства. Сам он решил остаться в своей загородной резиденции в Иваме, где он мог целиком посвятить себя собственно развитию айкидо. Не имея фактически никаких доходов, он жил в крайней бедности, продолжая тренировать тело и дух и обрабатывать землю. Время от времени он приезжал в Токио, где читал лекции о принципах айкидо и давал практические занятия.
В 1950-х годах, когда публичное признание айкидо приобрело силу, слава об О Сэнсэе распространилась по всей Японии и за её пределами. Айкидо стало мировым явлением.
26 апреля 1969 года Морихей Уесиба завершил свой земной путь, оставив после себя айкидо – гениальное достижение всей истории развития боевых искусств.

2.История становления Айкидо в мире, основные даты в развитии.

1883 - 12 декабря в Танабе, в Префектуре Вакаяма (Япония) родился Основатель Айкидо Морихей Уесиба.
1990~1920 - Основатель изучает несколько школ традиционных военных искусств.
1919 - Морихей Уесиба встречается с Ванисабуро Дeгучи в Аябе, Kиото.
1921 - 27 июня, в Аябе у Основателя родился сын - Кисомару Уесиба.
1927 - Основатель переезжает в Токио со своей семьей и начинает преподавать "Путь Айки".
1931 - Открывается додзё Кобукан.
1932 - Основана Ассоциация Развития Будо.
1940 - Организация Айкикай, официально признана Японским правительством.
1942 - Появляется термин "Айкидо"; Кисомару Уесиба назначается Главой организации Кобукай.
1947 - Реорганизация Кобукай в Айкикай.
1948 - Кисомару Уесиба становится Генеральным директором Центрального Додзё. В этом году заложена основа для последующего развития Айкидо.
1960 - Основателю вручается Правительственная награда.
1967 - Начато строительство нового Центрального Додзё. На празднике завершения строительства Основатель дает демонстрацию это, его последнее публичное выступление.
1969 - 26 апреля, в возрасте 86 лет, Основатель уходит от нас. Ему посмертно вручается правительственная награда; Кисомару Уесиба принимает руководство Штабом Айкидо; в Будокане проводится юбилейная демонстрация.
1974 - Начинается интернациональное развитие Айкидо. Учреждение ежегодной миссии в Гонконге, Таиланде, Малайзии и Сингапуре. Учреждение Международной Федерации Айкидо (IAF) – Уесиба Дошу избран её Президентом.
1975 - Учреждение Всеяпонской Федерация Айкидо; первое Общее собрание членов IAF, 400 представителей из 29 стран.
1976 - Всеяпонская Aйкидо Демонстрация в Nippon Budokan, на татами более чем 1000 участников - возведено в ранг ежегодного мероприятия.
1977 - Второе Общее собрание членов IAF, созванное в Гонолулу. Уесиба Дошу посещает Южную Америку. Моритеру Уесиба отправляется на Ближний Восток.
1978 - Всеяпонская Детская Aйкидо Сессия, проведенная в Nippon Budokan, возведена в ранг ежегодного мероприятия.
1980 - Третье Общее собрание членов IAF, проведено в Париже.
1984 - IAF становится членом Генеральной Ассоциации Международных Спортивных Федераций (GAISF) и участвует в Мировых Играх, проводимых в различных городах мира.
1987 - Наследный принц и Принцесса Норвегии посещают Hombu Dojo.
1988 - Пятое Общее собрание членов IAF, проведено в Танабе, Префектура Вакаяма, Япония.
1989 - Впервые в 3-их Мировых Играх, проведена демонстрация Айкидо в Карлсруе, Западная Германия.
1990 - 50-ая годовщина основания Айкикай и 60-ая годовщина Айкидо Хомбу Додзё.
1992 - 23-24 февраля внук Основателя Айкидо - господин Моритеру Уесиба - посетил Санкт-Петербург.
1992 - Шестой Конгресс IAF. Дошу присвоено звание почётного доктора Политехнического Университета Валенсии (Испания) за его вклада во взаимное культурное понимание между Востоком и Западом.
1995 - Японское правительство высоко оценило вклад Дошу в развитие мира во всем мире, гуманизма и счастья по средствам Айкидо и вручило ему правительственную награду.
1996 - Седьмой Конгресс IAF был проведен в Katsuura, Япония.
1998 - в ноябре Делегация Сиханов посетила Санкт-Петербург.
1999 - 4 января ушёл из жизни Дошу Айкидо Кисомару Уесиба.

3. Айкидо в настоящее время.

В сложном современном мире Айкидо получило неожиданно широкое распространение, людей привлекло и объединило стремление не просто к физическому, но и к нравственному совершенству, к идеалам дружбы и взаимного уважения, к объединению всех в единую семью.
Шиханы Мирового Штаба Айкидо – Хомбу Додзё практикуют повсюду в Северной и Южной Америке, Европе, Африке и Юго-Восточной Азии. Для Айкидо не существует государственных границ и национальностей, число занимающихся растёт с каждым днём, сегодня Айкидо практикуют более чем в пятидесяти странах мира.

4. Кто является основоположником стилей Айкидо:

Айкикай – Морихей Уесиба.
Йосинкан – Годзо Сиода.
Томики Айкидо – Кэндзи Томики.
Йосейкай Будо – Минору Мочидзуки.
Син син Тойцу (Ки-Айкидо) – Коичи Тохей.

5. Что обозначают следующие термины и слова:

Сейкен – передняя сторона кулака.
Субури – одиночные упражнения с мечом или дзё.
Ура – принцип совершения техники путем захода за спину партнеру.
Додзё – тренировочный зал.
Боккен – деревянный меч.
Камае – стойка готовности.
Хакама – широкие колоколообразные штаны со складками, обычно черного цвета.
Уке – тот, кто нападает.
Чудан – средний уровень.
Ирими – вхождение, вход. Также один из видов перемещения и уклонов от атак.
Дзадзен – позиция сидя на коленях (или в позе лотоса) со сложенными руками.
Сэмпай – старший ученик.
Симодза – сторона додзё, расположенная напротив камидза.
Сатори – просветление.
Тэгатана – рука-меч.
Шомен – главное место в зале.
Дзори – соломенные тапки.
Онегай шимас – приглашение к совместной работе. Дословно «Помогите мне, пожалуйста».
Дзё – деревянный шест для занятий.
Укеми – система безопасного падения, кувырки, самостраховка.
Тай сабаки – перемещение тела.
Будо – путь воина.
Ката – определенная последовательность движений без партнера, имитирующая реальный поединок. Также «ката» – плечо.
Дзёдан – верхний уровень.
Хара – «живот, душа, сердцевина». Центр духовной и физической энергии человека, находящийся в области живота.
Катана – самурайский меч (металлический).
Дзёсэки – левая сторона от камидза. Сторона, у которой сидят старшие ученики или ассистенты инструктора.
Ёкомен – боковой удар.
Рю – школа, направление.
Учидэси – «внутренние ученики». Это ученики, которые живут в додзё, сутками тренируются и заботятся об учителе.
Кирицу – встать.
Тэ – рука.
Аригато годзай имаста – благодарность после совместной работы.
Рэй – вежливый поклон, приветствие.
Сенсей – учитель.
Сикко – передвижение на коленях.
Кокью – дыхание.
Аси – ступня.
Гедан – нижний уровень.
Танден – центр тела, точка концентрации ки, находящаяся в области живота чуть ниже пупка.
Атеми – отвлекающий и выводящий из равновесия удар по уязвимым местам партнера.
Симосэки – правая сторона от камидза. Сторона, у которой сидят младшие ученики.
Уширо – сзади, назад.
Рицурэй – приветствие стоя.
Рандори – ситуация, когда обороняющийся спонтанно реагирует на безостановочные атаки партнеров.
Танто – нож.
Омотэ – принцип выполнения техники, когда нагэ движется спереди (с лицевой стороны) укэ, совершая при этом вход в его внутреннюю зону.
Татами – мягкое покрытие пола для занятий боевыми искусствами.
Сейдза – сесть.
Ёй – внимание! приготовились!
Мокутсо – сосредоточение, медитация.
Вадза – техника.
Нагэ – тот, кто обороняется. Также «нагэ» переводится как бросок.
Доги – одежда для занятий боевыми искусствами.
Тенкан – один из поворотов на 180°, когда осуществляется сход с линии атаки.
Дзарэй – приветствие в позиции сидя на коленях.
Камидза – сторона додзё, где находится шомен.
Мае – передний, вперед.
Коси – бедро, поясница.
Юданся – обладатель черного пояса.
Сирооби – белый пояс на доги.
Киирооби – желтый пояс на доги.
Бэнирооби – красный пояс на доги.
Мидориирооби – зелёный пояс на доги.
Сораирооби – синий пояс на доги.
Тяирооби – коричневый пояс на доги.
Курооби – черный пояс на доги.

6. Ритуал “рэйсики”.

Ритуал рэйсики происходит до и сразу после тренировки. Он включает в себя:
- медитацию мокутсо в позиции сейдза;
- 2 поклона в сторону портрета О'Сенсея;
- 4 хлопка в ладоши;
- поклон в сторону портрета О'Сенсея;
- поклон инструктору и произнесение приветствия либо благодарности за тренировку (в конце занятия также поклон и благодарность своему последнему партнеру).
Ритуал рэйсики проводится для создания позитивного настроя на совместную работу, а также для мысленного подведения итогов занятия. Рэйсики отделяет тренировку от нашей повседневной жизни.
В процессе рэйсики желательно выполнять следующие несложные правила:
- при мокутсо сидеть с ровной спиной, закрытыми глазами и соблюдать полную тишину;
- хлопать в ладоши одновременно со всеми остальными – дух совместного действия крайне важен в додзё;
- произносить слова приветствия (благодарности) громко и отчетливо.

7. Хакама и ее значение. Почему у хакама 7 складок?

Хакама – широкие расклешенные штаны – часть верхней одежды самурая. В айкидо ношение хакамы символизирует связь айкидо с самурайскими традициями. В клубе «Айкикан» хакаму носят инструкторы, а также ученики со степенью 3 кю и выше. Хакама позволяет контролировать осанку – специальная трапециевидная пластинка коси-ита упирается в спину только тогда, когда айкидока держит спину ровно. Кроме этого хакама выявляет недостаточно широкие шаги (особенно при работе в сувари вадза). Чтобы не наступать на ткань, занимающийся вынужден правильно перемещаться, делая четкие шаги, развороты, и находясь в устойчивом положении.
Хакама имеет 7 складок. Каждая из них символизирует определенную самурайскую добродетель:
Дзин – доброжелательность;
Ги – честь или справедливость;
Рэй – вежливость и этикет;
Чи – мудрость;
Син – искренность;
Чю – преданность;
Ко – благочестие.

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer